Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 11:39

МАОУ "Нижнемуллинская средняя школа"

Нижние Муллы
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title

К юбилею школы

Нижнемуллинская средняя школа

Всеми любимая, очень нам близкая.

Нету другой такой ни за какой рекой,

Ни за туманами, дальними странами…

 

Это отрывок из песни, сочинили которую выпускники Нижнемуллинской средней общеобразовательной школы, чья история началась 150 лет назад. В этой школе учителем и директором работал мой отец, Коуров Иван Андреевич, здесь учились и работаем я и моя сестра, здесь учатся наши с сестрой дети. Поэтому я готова подписаться под каждым словом песни о нашей школе.

В этом году мы отмечаем школьный юбилей. Это гранд-событие для школы и села показалось нам замечательным поводом  для добрых воспоминаний о нашем общем доме. Педагоги приняли участие в конкурсе проектов и выиграли грант на создание книги о школе, которая будет представлена на юбилейных торжествах в мае.

Замысел книги состоит в том, чтобы собрать в ней истории из школьной жизни  - настоящие, невыдуманные, тёплые – той жизни, которую мы здесь прожили. И сделать это нужно срочно. Я обращаюсь сегодня ко всем, желающим принять участие в создании этой книги: напишите тексты, отправьте их мне – лучшие из них войдут в книгу под Вашим именем. Это могут быть фотографии с их подробным описанием, портретные очерки об учителях или одноклассниках, веселые и грустные рассказы о школьных событиях. Тексты принимаются до 05.04.2015г. Фотографии из Ваших архивов мы непременно вернём.

С сегодняшнего дня мы начинаем выкладывать отдельные фрагменты будущей книги. Итак, начинаем…

 

 

Из истории Нижнемуллинской школы

Селение Нижние Муллы впервые упоминается в летописи в 1623 году. Лишь в 1866г., вскоре после отмены крепостного права, в Нижних Муллах было куплено здание под школу (училище) для обучения крестьянских мальчиков грамоте. Дом был приобретён у причетника* В.Плетнева за 220 серебряных купюр из 668, собранных жителями села на эти цели. Оставшиеся деньги были потрачены на покупку книг, мебели, выделены на жалование учителям.

Открытие школы планировалось на 1 апреля 1866 года, однако оно чуть было не сорвалось, так как возникла заминка с учителем. Назначенный им Южанинов, молодой человек, окончивший курс учения в Пермской семинарии, по некоторым обстоятельствам оказался в селе Юсьвинском Соликамского уезда. Селяне обратились к Господину Мировому Посреднику** Первого участка Пермского уезда с просьбой решить проблему, и 31 марта 1866 года учителем Нижнемуллинского приходского училища был направлен священник Филипп Яковкин, чья  кандидатура была одобрена Директором Пермской гимназии. Филипп Яковкин был сельским священником и проживал в селе с 1865 года. Когда он начал работать в приходском училище, ему было 32 года. Как пишут в документах, поведения был хорошего и с благонадежностью занял должность законоучителя.

4 мая 1866 года в селе Нижние Муллы состоялось открытие приходского училища. На учебу поступило 25 мальчиков. Закону божьему обучать их было поручено законоучителю, помогал которому дьякон Свято-Троицкой церкви. Кроме священника работали в училище еще два учителя: М.Г.Молохов (старший) и его помощник С.С.Шмонин. Во всей школе было три класса,первый и второй считались средними, а третий – старшим. Пять дней в неделю ребята изучали различные предметы, а на шестой день читался Закон божий. При этом преподавание придерживалось Правил, разработанных в Пермской гимназии.

Труд старшего учителя оценивался в 20 рублей в месяц, младший учитель получал 12 – 16 рублей. За рубку и подвоз дров, осуществлявшихся селянами, они платили из своего заработка. Известно, что Михайло Григорьевич Молохов жил рядом со школой, в доме, купленном волостным управлением у попа. Оба учителя пользовались авторитетом у населения: помогали составлять нужные бумаги, прошения, давали советы.

Через 18 лет школьное здание перестало вмещать прибывающих учеников и пришло в негодность; было принято решение строить новое. Изображения первого, самого старого, здания школы, к сожалению, не сохранилось.

 

Из истории второго здания школы

В 1885 году было решено строить новое школьное здание. На строительство сгонялось много крестьян, голицынских и шуваловских. Известно лишь четыре фамилии строителей: каменщики братья Костаревы и плотники – братья Курочкины, все родом из деревни Махляги. Здание было построено двухэтажным: нижний этаж – каменный, а верхний – деревянный. В нижнем этаже разместилось волостное управление, волостной суд, арестное помещение, вверху занимались ученики.

Теперь школа стала двухклассным училищем, в ней было уже 5 классов, работали 4 учителя. Окончив школу, ученики оставались в селе, занимались сельским хозяйством, так как в старшие классы городских училищ не принимались. В 1905г. директором школы был назначен Пономарёв Р.П. При его руководстве в 1917 г. училище было преобразовано в Единую трудовую школу – такое название сохранилось до 1933г.

Это здание школы пережило много событий. В марте 1919 года по Нижним Муллам проходили части генерала Пепеляева из войск Колчака. В школе, как самом лучшем и большом здании села, разместился штаб колчаковцев. Сюда на допросы приводили сельчан, подозреваемых в связях с красными, здесь допрашивали милиционера, большевика Ивана Ташлыкова (его имя теперь носит одна из улиц села). Отступая, колчаковцы подожгли здание, и верхний (деревянный) этаж сгорел, а нижний сильно пострадал.

В 1920 году начался ремонт первого этажа, второй был заново отстроен. Известно имя одного из строителей – Пищальников Е.Ф. Скоро здесь снова начали учиться дети. Директором школы стала М.И.Коняева, а одной из учительниц - выпускница школы  Павлова Е.А. В 1923 г. на почти десятилетие она стала директором школы.

И, наконец, в 1933 г. Единая трудовая школа была реорганизована и получила название, которое носит и сегодня – Нижнемуллинская. Тогда это была семилетка. Возглавляла школу Светлакова М.И. При ней в 1936г. в жизни учеников произошло радостное событие – школа была электрифицирована, в классах стало светлей и уютнее. Росло количество классов, увеличивалось число школьников. В 1939г. в школе сменился директор. Им стал Зырянов И.И.

 Приближался страшный 1941 год. Сельчан ждали голод, лишения, потеря близких. Многие учителя-мужчины ушли на фронт: Зырянов И.И., Бронников Е.П. и другие. Нелегкой стала жизнь детей, которые все-таки продолжали учиться. Вот как вспоминает об этом времени ученица военных лет Пищальникова М.Г.: « В 1941 нас разделили по двум зданиям. Из школьного здания мы перешли в здание сельского Совета. Занимались в две смены. В школу я ходила за 4 км из деревни Половинное, в сильные морозы  нас возили на лошадях. Часто в школе задерживалась допоздна: готовили концерты, сценки для больных солдат. Приходя домой, сама готовила обед для себя и для младших сестёр и братьев, так как мать работала до позднего вечера, а отец был на фронте. По воскресеньям собирались ребятами в деревне - гуляли, играли. В кино, в клуб ходили редко, да и показывали его нечасто. В основном – документальное кино о войне. Вот так и проходило детство, юность. Всё в основном в заботе, работе. Было тяжело, но все вынесли. В молодости тяжесть и нужда не замечались, только сейчас начинаешь задумываться: как это я всё вынесла?».

Перелистывая  классные журналы, невольно отмечаешь многочисленные пропуски учащихся, многие из которых не закончили и семи классов, бросали школу. Причины понятны: нужда, голод,  необходимость помогать родителям.

В годы войны, как известно, Пермская область стала одной из крупнейших госпитальных баз глубокого тыла. Нижние Муллы не остались в стороне от этих событий – именно здесь, в здании школы, разместился челюстно-лицевой госпиталь. 

Л.Е.Ощепкова, 1928 года рождения, жительница села Нижние Муллы, вспоминает об этом времени: «В 1942 году в здание школы привезли медицинское оборудование и классы стали палатами. Мы, старшие школьники, помогали выгружать его, приводили в порядок кабинеты, готовя их к приемке солдат. На первом этаже сделали кабинет протезирования и палаты для тяжелораненых. Здесь разместился филиал Пермского хирургического госпиталя – челюстно-лицевое отделение. К школе пристроили баню, а рядом – конюшню, так как для госпиталя были выделены земли и выздоравливающие работали – на госпитальной ферме и полях».

В 1943 году это здание (теперь не школы, а госпиталя) снова горело. К счастью, никто не пострадал – сгорели конюшня и баня, обгорела крыша – и здание быстро восстановили. В 1945 году госпиталь закрыли и школа, которая на время войны переселилась в другое здание, вернулась обратно. Возвращаются также и оставшиеся в живых мужчины. Среди них был Зырянов И. И., вернувшийся к директорским обязанностям. Он преподавал также алгебру, геометрию и тригонометрию.

 В 1951 году школа стала средней,  уже не могла вместить всех учащихся, занятия проходили в две смены. К тому же, несмотря на производимый ремонт, здание постоянно напоминало о своем возрасте и испытаниях, выпавших на его долю: однажды обвалился потолок первого этажа, в другой раз - лестница.

В 1965 году в селе началось строительство новой школы на 500 мест, в которую ученики переехали в сентябре 1968 года, а здание старой школы было переоборудовано под интернат. В нем жили дети из отдаленных деревень (Горшки, Большакино, Суздалы), находясь в Нижних Муллах в течение всей учебной недели. Летом здесь размещался лагерь труда и отдыха.

 

Поисковое движение - традиционное явление советской школы. Явление, очень доброе, чистое по своему содержанию. "Никто не забыт, ничто не забыто" - эти слова не были для нескольких поколений советских школьников просто словами, они были наполнены делом, суть которого - ПОМНИТЬ. Мы сегодня говорим о необходимости патриотического воспитания, а эффективного средства найти не можем. А может быть не нужно изобретать - вот оно?!

Нашему классу было дано задание: разыскать первого старшего пионервожатого школы, Бронникова Евгения Петровича (1932-1941), в годы войны бывшего директором школы. Нас разделяло 40 лет. Мы нашли его и встретились. На фотографии в школьном музее - свидетельство этой истории. А здесь - очерк, написанный тогда, 35 лет назад. Современным школьникам он, пожалуй, покажется, напыщенным... Мои ровесники (те из них, что были, как я, романтиками), пожалуй, не согласятся. В общем, пусть останется так, как было написано тогда.

Этот текст открывает главу очерков-портретов. Размещаю его в надежде, что выпускники школы, педагоги соберутся с мыслями - и напишут - о самых любимых, самых ярких, самых дорогих школьных спутниках своих. Без этих рассказов наша книга не состоится.

Поисковое движение - традиционное явление советской школы. Явление, очень доброе, чистое по своему содержанию. "Никто не забыт, ничто не забыто" - эти слова не были для нескольких поколений советских школьников просто словами, они были наполнены делом, суть которого - ПОМНИТЬ. Мы сегодня говорим о необходимости патриотического воспитания, а эффективного средства найти не можем. А может быть не нужно изобретать - вот оно?! Нашему классу было дано задание: разыскать первого старшего пионервожатого школы, Бронникова Евгения Петровича (1932-1941), в годы войны бывшего директором школы. Нас разделяло 40 лет. Мы нашли его и встретились. На фотографии в школьном музее - свидетельство этой истории. А здесь - очерк, написанный тогда, 35 лет назад. Современным школьникам он, пожалуй, покажется, напыщенным... Мои ровесники (те из них, что были, как я, романтиками), пожалуй, не согласятся. В общем, пусть останется так, как было написано тогда. Этот текст открывает главу очерков-портретов. Размещаю его в надежде, что выпускники школы, педагоги соберутся с мыслями - и напишут - о самых любимых, самых ярких, самых дорогих школьных спутниках своих. Без этих рассказов наша книга не состоится. Поисковое движение - традиционное явление советской школы. Явление, очень доброе, чистое по своему содержанию. "Никто не забыт, ничто не забыто" - эти слова не были для нескольких поколений советских школьников просто словами, они были наполнены делом, суть которого - ПОМНИТЬ. Мы сегодня говорим о необходимости патриотического воспитания, а эффективного средства найти не можем. А может быть не нужно изобретать - вот оно?! Нашему классу было дано задание: разыскать первого старшего пионервожатого школы, Бронникова Евгения Петровича (1932-1941), в годы войны бывшего директором школы. Нас разделяло 40 лет. Мы нашли его и встретились. На фотографии в школьном музее - свидетельство этой истории. А здесь - очерк, написанный тогда, 35 лет назад. Современным школьникам он, пожалуй, покажется, напыщенным... Мои ровесники (те из них, что были, как я, романтиками), пожалуй, не согласятся. В общем, пусть останется так, как было написано тогда. Этот текст открывает главу очерков-портретов. Размещаю его в надежде, что выпускники школы, педагоги соберутся с мыслями - и напишут - о самых любимых, самых ярких, самых дорогих школьных спутниках своих. Без этих рассказов наша книга не состоится. Поисковое движение - традиционное явление советской школы. Явление, очень доброе, чистое по своему содержанию. "Никто не забыт, ничто не забыто" - эти слова не были для нескольких поколений советских школьников просто словами, они были наполнены делом, суть которого - ПОМНИТЬ. Мы сегодня говорим о необходимости патриотического воспитания, а эффективного средства найти не можем. А может быть не нужно изобретать - вот оно?! Нашему классу было дано задание: разыскать первого старшего пионервожатого школы, Бронникова Евгения Петровича (1932-1941), в годы войны бывшего директором школы. Нас разделяло 40 лет. Мы нашли его и встретились. На фотографии в школьном музее - свидетельство этой истории. А здесь - очерк, написанный тогда, 35 лет назад. Современным школьникам он, пожалуй, покажется, напыщенным... Мои ровесники (те из них, что были, как я, романтиками), пожалуй, не согласятся. В общем, пусть останется так, как было написано тогда. Этот текст открывает главу очерков-портретов. Размещаю его в надежде, что выпускники школы, педагоги соберутся с мыслями - и напишут - о самых любимых, самых ярких, самых дорогих школьных спутниках своих. Без этих рассказов наша книга не состоится.

Бронников Евгений Петрович (первый старший пионерский вожатый (1932-1941гг), директор школы (1942-1945))

(Материалы поисковой работы отряда «Прометей» 9 «а» класс, май 1981г.  Записано ученицей Коуровой Олей по воспоминаниям Бронникова Е.П. и Кудриной З.М.)

 

И как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете  делая погоду,

Мы в плоть одели слово «человек»

                                                                                Н.Майоров

 

Учитель. Вожак. Друг. Это всё – об Евгении Петровиче Бронникове – коммунисте, участнике Великой Отечественной войны, первом старшем пионерском вожатом нашей школы.

…Поздняя осень. Промозглая серая хмарь. Небольшой деревянный домик на улице Борчанинова в Перми. Здесь 6 ноября 1914 года родился мальчик Женя. Он рос и мужал вместе с городом м скоро стал большим добрым человеком с несгибаемым идейным стержнем внутри. В нём всегда привлекали романтизм и красота убеждённости, которая и сделала его человеком полёта, - человеком, который всю жизнь «вскачь прожил».

Я с детства не любил овал,

Я с детства угол рисовал… -

так писал о себе Павка Корчагин. Так жил и Евгений Петрович. Только так. Никаких овалов, никаких компромиссов, никакой пощады врагу, никакой жалости к самому себе.

В 1924 году он вступил в пионеры. В 1929 – в комсомол. Как один из лучших учеников, послан учиться в школу второй ступени, которую закончил в 1932 году и пошёл работать в школу №20 г.Перми, стал учителем физкультуры. «Одни любят жить, другие – жизнь. Одни говорят: «я дышу – значит, существую, другие: я приношу пользу людям – значит, живу». Он любил жизнь, поэтому она была для него праздником. Конечно, были трудности, огорчения, неудачи, но рядом были мальчишки и девчонки – те, для кого он был Учителем и Другом.

В 1934 году горком комсомола направляет его на работу в Нижнемуллинскую семилетнюю школу заместителем директора по воспитательной работе. Но он решает, что ему больше подходит место учителя физкультуры и старшего пионерского вожатого – ближе к ребятам. Учителей не хватало, и в первый день работы в школе ему пришлось вести урок родного языка. Учить детей грамоте означало в те времена бороться за Советскую власть, за новую жизнь. И он учил. Он рассказывал ребятам, не видевшим почти ничего, кроме своей деревни, о Сибири, Азии, Украине. И ребятам вдруг открывался новый, неслыханный и невиданный прежде мир. Они часто сидели у пионерских костров, рассказывая о чем-нибудь или слушая учителя. Вместе с ним проводили военные игры, изучали азбуку Морзе, собирали утиль, макулатуру, проводили рейды проверки расхода кормов скоту, давали концерты, ухаживали за колхозными телятами…

Трудным было это время для пионерской базы – не было не только атрибутов, но и галстуков. Проблема с галстуками, правда, была решена: ребята сами выкраивали галстуки из холста и красили их шелухой от лука. Цвет получался не очень алый, но ребята радовались и гордились. Всего в базе (дружине) было 27 пионеров. Активными участниками всех пионерских дел были Пономарёва З.И., Ощепков В., Трапезников Ф. (стал летчиком, погиб в 1944г.), Оборин И.Н. (бухгалтер совхоза «Верхнемуллинский»), Кудрина З.М. (медсестра Верхнемуллинской больницы), Бурылова З., Конеява А.Г. (учительница), Мыльникова М. Как радовались ребята, как сияли от удовольствия их глазёнки, когда в 1937 году с помощью шефов была приобретена пионерская атрибутика: горн, барабан! Они гордились своим знаменем и дежури у него с 8утра до 10 часов вечера.

В 1938 году Евгений Бронников вступает в партию. Осенью в школу приезжает молоденькая учительница словесности Анна Петровна. Они становятся друзьями, «рыцарь правды» (так стала называть Евгения Анна Петровна) и эта тоненькая смуглая девушка, чистая, как родничок, приехавшая в деревню с ясной целью: сделать ребят умными, добрыми, честными. Еще почти девчонка, трагически погибшая в феврале 1941г., она имела твердые убеждения, что лучше всего на свете – правда, ясное утро, чистая вода, добрые люди…

В начале июня 1941 года Евгений Петрович уезжает в гости к своему другу. Евгений Петрович рассказывал: «Праздничное июньское солнце, огромный луг деревенского гулянья, расцвеченный нарядными сарафанами, батистовыми кофточками и лентами  в девичьих косах… И трое лейтенантов, идущих среди враз притихшей праздничной толпы. Он незабываем для меня, этот день. Потому что это был день 22 июня 1941 года».

В июле 1941, после нескольких «атак» на военкомат, он был отправлен на фронт, на защиту Москвы. В 1942 году ранен и – тут ему здорово повезло! - отправлен на долечивание в госпиталь в родную Пермь. После выздоровления – в часть и через полгода – новое ранение, теперь уже тяжёлое. Вернуться на фронт больше не удалось.

Что делать? Чем заняться? Ведь нет большего несчастья, чем потерять смысл жизни ради существования – утверждали сильные духом еще во времена Древнего Рима. И он решает: в школу! Евгений Петрович приезжает в Нижние Муллы, становится директором. Он в постоянном напряжённом поиске, в неутомимом стремлении к справедливости. Он в доверии к людям и в доброй любви к ним.

Учитель, он всю жизнь отдал детям – это, наверное, подвиг. Ведь он занимался тем, чтобы взрастить в них «Человеков». А он сказал: «Нет, это не подвиг. Это работа. А работать должен каждый человек».

Он работал, воевал, снова работал. За эту его жизнь, честную и открытую, Родина наградила его Орденами Трудового и Боевого Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы» и др. смысл жизни для Евгения Петровича Бронникова – самоотверженность и борьба, цель которой – счастье всех простых людей на Земле. Такие люди, как он, и сегодня продолжают бой с неправдой, корыстью, приспособленчеством, за торжество идеалов, за души людей, за сердца молодых.

 

Еще одна глава из книги – «Школьная фотография». Сегодня в ней рассказ об одной фотографии, сделанной в 1971 году.  Мы благодарны за предоставленный материал Мельниковой Лидии.

 

Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Кто-то серьёзно и напряжённо смотрит в камеру, а кто-то непринуждённо улыбается. Но за этой сдержанностью кроется большая радость и большое счастье.

22 апреля 1971 года. В этот день – день рождения В.И.Ленина – в торжественной обстановке нам повязали красные галстуки. Мы пионеры! Нас переполняло чувство горжости. Мы сразу стали чуточку взрослее и серьёзнее. Теперь мы могли участвовать в пионерских сборах, где под барабанную дробь и звуки горна выносят знамя пионерской дружины, где царит атмосфера открытости и торжественности, которая приводит в трепетное волнение.

На этой фотографии мы со своей первой учительницей, Байбуз Лидией Михайловной. Маленькая хрупкая женщина с мягким голосом и добрым лицом. Она многому нас научила: читать и писать, не обижать маленьких и уважать старших, любить Родину и с почтением относиться к тем, кто подарил нам Великую Победу!..

Прошло 45 лет. В нашей школьной жизни было много рядовых и торжественных событий. Эта фотография запечатлела момент нашего маленького советского счастья…

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930







Copyright © 2024 МАОУ Нижнемуллинская средняя школа
Сделать бесплатный сайт с uCoz Разработка сайта от «Alfaa» Регистрация доменов